No Image

Рвота и понос после причастия

СОДЕРЖАНИЕ
154 просмотров
29 июля 2019

№43 (652)

Екатеринбург, 14 ноября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».

Многое говорится о подготовке к Причастию, но далеко не все знают, как себя вести после принятия таинства. Те внешние предписания, которые сложились к настоящему времени в церковной традиции и касаются поведения христианина после принятия Святых Христовых Таин , были продиктованы глубоким содержанием таинства Причастия. Так, после принятия теплоты причастники молятся до конца богослужения, а после отпуста подходят ко кресту и внимательно выслушивают благодарственные молитвы по Святом Причащении, стараясь как можно дольше сохранить чистоту своей очищенной от грехов души, не размениваясь при этом на пустые разговоры и неполезные для души дела. В день после причащения Святых Таин не совершаются земные поклоны, при благословении у священника к руке его не прикладываются; прикладываться разрешается лишь к иконам, кресту и Евангелию. Остаток дня причастнику важно провести благочестиво: избегать многословия, просмотра телевизора, исключить супружескую близость, курящим воздержаться от курения.

У многих великих церковных праздников есть дни предпразднства, которые служат для подготовки к достойной встрече торжества, а есть и дни попразднства, которые хотя и менее торжественны, но продолжают праздник, – так и в жизни христианина есть часы до принятия Святых даров и часы, проводимые им после Евхаристии. Подготовку к таинству Причастия можно уподобить предпраздничному периоду, когда предполагается, что человек заблаговременно приведет в правильное расположение свои ум и сердце; тогда сама воскресная Божественная литургия – это и есть христианский праздник. Время, которое мы проводим после нее, приобщившись Святых Христовых Таин, – это определенный период попразднства, когда ощущение праздника и сильно, и свежо, и радостно – по крайней мере, так должно быть.

Протоиерей Андрей Канев говорит: «Никто не помыслит сказать: «Готовясь ко крещению, не греши, – а после греши!» Это ведь безумие! То же самое и с таинством святого причащения – человек не должен расслабляться после таинства. После поста, молитвы, внимательной покаянной жизни мы не можем устраивать себе выходные или каникулы.

Мы просим в молитвах, чтобы не в осуждение причаститься, поскольку Причастие может нам быть в осуждение. И святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет о трех таких судах. »

Что это значит? Этот суд для тех, кто проводит жизнь богоугодную, и по нему раздаются человеку духовные награды. Он судит погрешности тех, чье богоугождение недостаточно, он врачует погрешности временными наказаниями во отвращение вечных; он поражает казнями, казнями страшными, тех, которые дерзают приступать к Святым Таинам, проводя жизнь произвольно греховную, противную заповедям Христовым. «Но прежде, – учит святитель Игнатий, – тем, кто желает приступить ко Святым Таинам, завещевается тщательнейшее приуготовление!»

Протоиерей Андрей Канев считает: «Мы многого за собой не замечаем, но в том, что найдено, должны каяться – и каяться искренне: нераскаянный грех не прощается. Кто-то мечтает: хочу жизни вечной, но пойду, раз надо, один раз в год на причастие. А надо по-другому. Велика пустыня, но мал оазис! А у нас раз в год такой причастник зайдет в оазис, и потом по пустыне целый год ходит, – а мы говорим о вечной жизни. У нас неправильное представление о вечности, что она в будущем. Мы причащаемся, будто вносим некий залог, – а Причастие действует сейчас».

Святитель Игнатий пишет: «Должно рассматривать ничтожество, бедность, греховность, падения человеческие с одной стороны, с другой – величие Божие, неизреченную благость Спасителя, предавшего за нас на убиение Свое тело, на пролитие – Свою кровь, неизреченную любовь Спасителя, питающего нас Своею плотию и Кровию, этим питанием вводящего в теснейшее единение с Собою.

И тогда, от такого рассматривания и суждения себя, является сокрушение сердца, приготовляется христианин к достойному принятию Святых Таин искренним сознанием своего недостоинства. Такое рассматривание себя изложено святыми отцами в молитвах ко Причащению, и этими молитвами отцы помогают нашему тупозрению и ожесточению, этими молитвами они облекают души наши, как в брачные одежды, в смирение столько возлюбленное Спасителю нашему».

Святитель Иоанн Златоуст в своем молении ко Господу вспоминает то, как Спаситель не отвергнул подобной нам грешной блудницы, как не погнушался Христос нечистотою ее. И просил Бога, перечисляя при этом все свое окаянство и недостоинство, чтобы «пылающий уголь Пресвятого Тела Христова и Честной Его Крови послужил в освящение, просвещение и укрепление» его убогой души и тела.

Отец Андрей Канев поясняет: «Грешник восклицает: «Я, который мучим был грехами, боролся с ними, каялся, в Причастии получаю облегчение, та рана мерзости, которая во мне еще остается, затягивается, и уже помыслы ее не пробивают. Что произошло? Я изменился? Нет, мне помогают, рану перебинтовали, бактерии не множатся, и черви не заводятся. Потому я после Причастия должен быть так внимателен!»

Согласимся со святителем Игнатием: «Действие Святых Таин не преминет явиться в душе терпеливого подвижника, как является солнце на небе по очищении его от облаков. «На враги моя воззри, око мое», – взывает святой Давид после возмущения в душе, произведенного врагами. Должен произнести это исповедание о себе и причастник Святых Таин, когда он освободится от нашествия духов, которых тем яснее обличит пред ним действие Святых Таин. Ибо всякий приобщившийся со вниманием и благоговением, с должным приготовлением, с верою чувствует в себе изменение если не тотчас по Причащении, то по прошествии некоторого времени».

Суд, карающий с милосердием

Иногда бывает, как об этом пишет святитель Игнатий (в особенности у людей больных, немощных), что после Причастия от усталости человек не сразу испытывает подобное духовное чувство – тишину в своей душе. Однако после незначительного отдыха оно обязательно начинает в нем действовать. Но говорит он и о другом суде, который карает человека с милосердием.

По словам отца Андрея Канева, законы духовной жизни, описанные святителем, действуют и сегодня: «Когда в подготовке что-то пропустил по нерадению, то Господь на это указывает – Он нас учит практически, только надо быть внимательным: когда полезла какая-то страсть, это не просто так. Это обнажение – Господь вошел в сердце и указует: вот с этой грязью ты не борешься, обрати внимание, борись, Я здесь пока, с тобой. Полезла страсть после Причастия – на колени нужно падать. »

Святитель Игнатий пишет: «Рассеянная, невнимательная жизнь, не озаренная и не руководимая словом Божиим и направленная по представлениям собственного разума, по влечениям грехолюбивых сердца и тела, лишает человека должного понятия о Святых Таинах, лишает приличествующего приготовления перед принятием их, приличествующего настроения и состояния при их принятии, и необходимого хранения по принятии Святых Таин». И не карал бы нас Суд Божий, пишет святитель Игнатий, «если б мы проводили внимательную жизнь по заповедям Христовым, тщательно исполняя их, тщательно врачуя упущения в исполнении покаянием, ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы», и заключает: «Подобное наше легкомыслие и недостаточно добродетельную нашу жизнь карает Суд Божий, возбуждаемый недостойным принятием Святых Таин, карает с милосердием, карает казнями в настоящем времени с целью спасения в вечности. И как только человек встретится с такой карой – он немедленно должен вновь с решимостью каяться и просить Господа о помиловании!»

Отец Андрей призывает нас к практической духовной жизни: «Как нужно провести всего один день – тот, когда мы причащаемся, чтобы дольше удержать святыню в себе? Как должен день пройти? Алкоголем упиваться или объедаться и развлекаться? Этот день со Христом должен быть! Пусть в домашней обстановке – с детьми, за простыми человеческими занятиями, но со вниманием к сердцу, и тогда этот день будет проведен правильно и Суд Божий будет милосердным».

Но есть и третий суд, о котором говорит святитель Игнатий в своем слове и называет его наказующим, когда поясняет: «Иное значение имеет недостойное причащение Святых Таин при произвольно и намеренно греховной жизни, при впадении в смертные грехи, при неверии и при зловерии. Причащающиеся в таком состоянии совершают преступление, навлекающее казни уже не исправительные, а казни решительные, навлекающие на человека вечную муку. И преступление это равно тому, которое совершили убийцы Богочеловека, осыпавшие Его поруганиями, ударявшие по ланитам, покрывавшие заплеваниями Его Лицо, истерзавшие Тело Его жестоким биением, гвоздями, распятием».

Отец Андрей Канев убежден: «Страшен суд – казнь; после такого Причастия у человека помрачается ум. Он может заболеть, умереть, – такие вещи бывают и, наблюдая за людьми, знаешь, что такие истории происходят, когда человек после Причастия впадает в смертный грех. Бывает, он еще жив, но духовно – уже подбит».

Архиепископ Московский и Коломенский Платон (Левшин) писал: «Оплакивает днесь Церковь Божия, яко сердобольная Мать, несчастливую участь предателя Иуды. И как его не оплакивать? Был апостол: был участник всех Христовых Таин, был зритель Его чудес; да и сам творил чудеса: был по званию апостольства назначен быть проповедником вселенной и судиею мира. Был участник таинственныя Господни вечери; и удостоился, что Сам Великий Учитель обмыл его ноги. На таковую был возведен высоту; но ах! пал, сокрушился и погиб. Но Иудина судьба решена, и суд о нем кончен. Но как уже оное невозвратимо, то, конечно, Церковь Божия, оплакивая Иуду, более взирает на прочих чад своих, которых таковое несчастие не постигло, дабы и они оному не подпали. Нет ли и ныне подражателей Иуде? Нет ли таковых же предателей? Таковое Иуды недостойное причащение было причиною, что уже стал он и предателем. Почему и апостол о недостойно причащающихся говорит: причащается ли кто недостойно, он предательствует Христа. Ибо, не понимая великого Его достоинства и недостоинства своего, он не узнaет ни Христа, ни себя. А по тому и Христа отрицается, и самого себя совсем забывает и, не чувствуя, к своей погибели стремится. Не продает он Его за сребренники, яко Иуда. Но все то почитай едиными сребренниками, чем кто прельщаясь, предательствует честь свою и Христову».

Читайте также:  Глисты и острицы в чем разница

И почему такое происходит после Причастия? Отец Андрей Канев отвечает на это вопрос так: «потому что Господь уважает свободу человека. И если я по свободе своей ничего не делаю, а думаю, что в церкви после Причастия, как в супермаркете, мне будет какое-то приобретение, то я ошибусь – да, можно получить спасение, а можно, как Иуда, получить погибель: в него после Причастия вошел сатана! Он принял Тело и Кровь Христовы, но они, как святые отцы говорят, в таких случаях, как по желобу исчезают из нашего сердца. И вот еще что – недостойное причащение приравнивается к Богоубийству; это нужно помнить – это налагает ответственность на человека как при подготовке к таинству, так в проведении дня после него.

Некоторые таинства повторяются, а некоторые происходят однажды. Таинство святого Причащения повторяется, и хочется пожелать нашим братьям и сестрам, чтобы они, понимая важность этого таинства, повторяли бы его не раз в год, и не четыре раза в год: больному принять лекарство раз в год – не значит исцелиться. И принимать его надо так, как рекомендует Церковь в своих канонах, говоря о правиле причащаться раз в три недели, если к этому нет канонических препятствий: человек должен быть регулярно у Чаши!»

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской епархии»

(свидетельство о регистрации ИА №11-1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

Святые Таины – Тело и Кровь Христовы – есть самая драгоценная Святыня на земле. Уже здесь, в реалиях мира земного, Евхаристия приобщает нас благам Небесного Царства. Поэтому христианин должен стараться быть особенно бдительным в отношении этого Таинства. Есть искушения, которые поджидают желающего причаститься христианина. Их необходимо знать, и от них необходимо ограждаться. Одни искушения предшествуют принятию нами Святых Таин, другие же следуют за Причащением.

Например, одно из главных искушений, очень распространенных в наши дни, связано с оценкой личных качеств священника, совершающего Литургию. Так, невидимый враг пытается посеять в среде верующих людей слухи о грехах священнослужителей и о том, что не у всякого священника можно причащаться. Если за батюшкой замечают недостатки, то почему-то думают, что у такого причащаться не нужно и будто бы благодать Причастия от этого умалится.

В «Отечнике» приводится история, как к некоторому отшельнику приходил пресвитер из ближайшей церкви и преподавал ему Святые Таины. Кто-то, навестив пустынника, поведал ему о грехах пресвитера, и, когда пресвитер пришел в очередной раз, отшельник даже не отворил ему дверь. Пресвитер ушел, а старец услышал голос от Бога: «Восхитили себе люди суд Мой». После этого отшельнику было дано видение. Он увидел золотой колодец с необыкновенно хорошей водой. Этим колодцем владел какой-то прокаженный, который черпал воду и наливал ее в золотой сосуд. Отшельник вдруг почувствовал нестерпимую жажду, но, гнушаясь прокаженным, не хотел брать у него воду. И опять был ему голос: «Почему ты не пьешь этой воды? Что за дело до того, кто черпает ее? Он только черпает и наливает в сосуд». Отшельник, придя в себя, понял смысл видения и раскаялся в своем поступке. Затем он призвал пресвитера и просил его преподавать Святое Причащение по-прежнему. Так и нам перед Причащением должно думать не о том, насколько благочестив совершающий Таинство священник, а о том, достойны ли мы сами быть причастниками Святых Даров.

Святые Таины не являются личным достоянием священника. Он только служитель, а распорядитель Святых Даров – Сам Господь

Напомним, что Святые Таины не являются личным достоянием священника. Он только служитель, а распорядитель Святых Даров – Сам Господь. Посредством священнослужителей в Церкви действует Бог. Поэтому святитель Иоанн Златоуст говорил: «Когда видишь, что священник преподает тебе Дары, знай, что… это Христос простирает к тебе руку». Неужели мы отвергнем эту руку?

Бывает, что христиане, регулярно причащающиеся Святых Таин, стараясь вести внимательную духовную жизнь, неожиданно испытывают искушение нечистыми и хульными помыслами. Невидимый враг пытается осквернить своими наваждениями ум христианина, а через это расстроить его приготовление ко Причащению. Но помыслы подобны ветру, который веет независимо от нашего желания. Святые отцы заповедуют не сосредотачивать внимания на приходящих помыслах, чтобы не увязнуть в постоянном внутреннем противоборстве. Чем больше мы пережевываем помысел, тем он реальней становится в нашей душе и противостоять ему всё труднее. Лучше игнорировать все мысленные прилоги, а ум заключать в слова молитвы, ведая, что подступающие помыслы не наши, а вражьи. Внимательная, теплая молитва рассеивает сумерки лукавых приражений, душа освобождается от мысленного угнетения и обретает благодатный мир.

В нашей духовной жизни возможно и такое искушение. Христианин усердно готовится к принятию Святых Таин, постится, воздерживается от мирских увеселений и дел, тщательно подготавливается к Исповеди. Но едва он причастился, как с радостью сбрасывает с себя всякий духовный труд, словно лишнее, ненужное бремя. Он наивно надеется, что принятая благодать теперь сама защитит и покроет его без какого-либо усилия с его стороны. В итоге наступает расслабление, человек легко оступается и вновь погружается в круговорот мирской суеты. Беспечно полагаясь на помощь Божию, такой человек скоро утрачивает дары Святого Причащения. Важно помнить, что благодать Божия не спасает нас без нас. А в аскетическом учении Церкви есть понятие «синергии», то есть «соработничества». Господь созидает и преображает душу при постоянном нашем личном усилии, участии, содействии.

Есть искушение противоположного характера. Видя, что через некоторое время после Таинства на нашу душу вновь оседает греховная пыль, малодушный человек отчаивается и решает, что в Таинствах Исповеди и Причащения не было большого смысла. Какой смысл идти к Таинствам, когда в нас всё равно проявляется грех? Однако если бы мы не исповедовались и не причащались, то мы бы и не замечали в себе ничего греховного, потеряли бы чуткость ко греху и стали бы относиться к себе и к своему спасению совсем безразлично. Луч солнца, проникая в комнату, показывает, сколько пыли находится в воздухе, так в свете благодати Таинств становятся видны наши недостатки и немощи.

Духовная жизнь есть непрерывная борьба со злом, непрестанное решение задач, которые ставит перед нами жизнь, осуществление воли Божией при любых условиях. И нужно радоваться, что при постоянных наших преткновениях Господь дает возможность очищаться от грехов и восходить к благам вечной жизни в Таинстве Причащения.

Это искушение – ждать, что благодать Таинства непременно произведет в душе неотмирное чувство

Часто можно встретить и такое искушение. Причащающийся специально ждет, что благодать Таинства непременно произведет в нем какое-то особое, неотмирное чувство, начинает прислушиваться к себе в поисках возвышенных ощущений. Подобное отношение к Таинству скрывает за собой едва распознаваемый эгоизм, поскольку человек измеряет действенность Таинства личным внутренним ощущением, удовлетворением или неудовлетворением. А это, в свою очередь, таит в себе две угрозы. Во-первых, причастившийся может сам внушить себе, что в нем действительно возникли какие-то особые чувства как знак Божественного посещения. Во-вторых, если он ничего неотмирного не почувствовал, то огорчается и начинает искать, по какой причине это произошло, впадает в мнительность. Опасно это, подчеркнем еще раз, тем, что человек сам создает в себе особые «благодатные» ощущения, внутренне наслаждаясь произведением собственного же воображения, либо по мнительности изъедает себя.

В подобных ситуациях важно помнить, что духовная жизнь основывается не на чувствах и ощущениях, которые могут быть и обманчивы, а на смирении, кротости и простоте. Святитель Феофан Затворник в этом отношении говорил: «Многие наперед вожделевают получить от святого Причастия то и то, а потом, не видя того, смущаются и даже в вере в силу Таинства колеблются. А вина не в Таинстве, а в этих излишних догадках. Ничего себе не обещайте, а всё предоставьте Господу, прося у Него одной милости – укрепить вас на всякое добро в угодность Ему». Не озарения и наслаждения, пусть даже Божественной благодатью, должны быть первостепенными для нас, но предание себя в руки Божии, смирение своей воли перед волей Божией. Если Богу угодно, то Он, конечно, подаст нам ощущение Своей благодати. Но, как правило, для всех остаются действенными слова Евангелия: «Не придет Царствие Божие приметным образом» (Лк. 17: 20). Благодать таинственно и постепенно совершает преображение человеческой души, так что мы сами не можем и не должны оценивать и взвешивать, насколько мы уже стали близки к Богу. Зато жизнь такого человека преображается, и он в своих поступках всё больше и больше становится подлинным служителем добра.

Читайте также:  Чистка кишечника расторопшей

В духовной жизни христианина всё должно строиться на искренности, простоте и естественности. Здесь не должно быть ничего сложного, искусственно созданного. Поэтому недопустимо создавать в своей душе особые «благодатные» состояния, самим придумывать какие-то невероятные чувства после причащения Святых Христовых Таин. Пожалуй, единственное из чувств, на значимость которого стоит обратить внимание после Причащения, это чувство душевного мира, смирения, при котором нам легко молиться Богу и при котором мы примиряемся с ближними.

Так что, когда мы приходим в храм, постараемся избегать сосредоточения на собственных, субъективных переживаниях, фантазий по поводу того, что мы видим и слышим. Попытаемся всецело сосредоточиться на самой Литургии, в простоте и естественности предстоять перед Богом.

Каждому причастнику Господь подает то, что ему необходимо в данный момент

В отношении искушений можно услышать и такой вопрос: почему после Причащения далеко не всегда наступает облегчение жизненных трудностей? То есть иногда мы непременно ждем, что по Причащении всё в нашей личной судьбе должно стать ровным и гладким. Чтобы понять ответ на этот вопрос, надо вспомнить, что в Таинстве Евхаристии мы приобщаемся Телу распятого Господа и Крови, излиянной за наши грехи. Мы приобщаемся Тому, Кто Сам пострадал, и если Ему угодно, Он оставляет на нас наши тяготы, чтобы и мы претерпели свой крест. Впрочем, после достойного Причащения Святых Таин душа становится крепче, и зачастую то, что казалось неразрешимой проблемой, предстает как дело вполне решаемое, не составляющее собой тех затруднений, которые представали ранее. Люди, обращающиеся к Богу, находятся под Его особым Божественным Промыслом. Каждому причастнику Господь подает то, что ему необходимо в данный момент: кому-то радость, чтобы вдохновленный Святым Причащением человек шел дальше с большей уверенностью, а кому-то испытания и трудности, ведь не для временного благополучия мы приобщаемся, а для вечного, чего не достичь без терпеливого несения собственного креста.

В завершение хочется сказать о действии Святых Таин, опираясь на один пример из жизни. Когда я учился в Московской духовной семинарии, то часто навещал одну старицу, монахиню Нину, проживавшую в Сергиевом Посаде рядом со Свято-Троицкой Сергиевой Лаврой. Ей было уже за 80, она страдала многими болезнями, ноги были покрыты язвами, так что матушка Нина почти не могла ходить. От боли и одинокой жизни ее иногда одолевали ропот, сомнения, тревоги. Но когда она исповедовалась и причащалась Святых Таин – а причащалась она на дому, – в этот момент с ней всегда происходила удивительная перемена. Я приводил к ней батюшку со Святыми Дарами и хорошо помню это регулярно повторявшееся чудо. Только что перед тобой был старый, утомленный человек, а после того, как она, исповедавшись, принимала Святые Таины, из ее глаз исходил удивительный свет, это было уже совершенно новое, обновленное, светло преобразившееся лицо, и в этих умиротворенных и просветленных глазах не было ни тени смущения, ропота, тревоги. Этот свет теперь согревал других, и ее слово после Причащения становилось совершенно особенным, а в душе рассеивались все недоумения, так что она теперь сама укрепляла ближних.

Так Святой Дух в Таинствах Церкви дарует человеку чистоту, а чистота – это незамутненное, ясное видение всего и всех, чистое восприятие жизни. Даже обладая всеми сокровищами мира, человек не может стать счастливым – и не станет им, если не обретет сокровища внутреннего, не проникнется благодатью Святого Духа. Этот неизреченный дар святая Церковь предлагает человеку в Таинстве Святого Причащения.

В издательстве нашего монастыря опубликована новая книга — «Житие священномученика Вениамина (Казанского), митрополита Петроградского и Гдовского, и иже с ним пострадавших преподобномученика Сергия (Шеина), мучеников Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова».

В новой книге известного русского агиографа архимандрита Дамаскина (Орловского) читателю предлагается житие митропо­лита Петроградского Вениамина (Казанского) — одного из первых святителей-священномучеников, не погрешивших своей душой, ни совестью во время начавшихся гонений и отдавших свою жизнь за Христа и Его Церковь.

Бедственно безмерно печалиться и безвременно убивать себя, но всячески должны за все благодарить Господа, каковыми бы Он нас ни наказывал наказаниями на сем свете.

пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31

Духовные беседы с паломниками

70. За ослабление поста укоряйте себя, кайтесь и смиряйтесь. Чтение дополнительных молитв не должно мешать выполнению св. послушания

Ваше Высокопреподобие пречестнейшая о Господе матушка игумения Людмила!

Два письма от Вас, а так же и деньги двенадцат рублей переводом по почте за посланныя Вам книги получил и благодарю Вас за аккуратное доставление.

Благодарю Вас за благожелательное приветствие меня, грешнаго, с душеспасительною седмицею Страстей Христовых и с грядущим праздником св. Пасхи.

Учительница ваша Евдокия не решилась кушать в пост рыбу. – Это хорошо, легче на совести. Что Вы лишний раз в пост кушаете, это ничего. Ведь Вы не от прихоти так поступаете, а по нужде. Впрочем, все-таки укоряйте себя, кайтесь и смиряйтесь. И тут укорнаго ничего нет, что Вы по слабости ночью читаете молитву лежа и четки исполняете. Самоукорение же, покаяние и смирение и здесь не лишни.

Читать иногда лишния главы из св. Евангелия и акафисты можете. Наблюдайте только, чтобы все это исполнялось Вами без особеннаго отягощения, ибо от настоятельницы требуется заботиться и о делах порученнаго ей от Господа св. послушания, разумею дела обительския.

Что Анна Смирновская посмирнела – это Божия милость и благодать. Слава Господу!

Учительнице Вашей местный Совет не дает утверждения. – Что делать? Потерпеть должно с молитвою в надежде на помощь Божию, авось Совет этот изменится. Ибо один только совет Господень пребывает вовек.

Испрашивая на Вас и на всех сестер обители вашей мир и Божие благословение, остаюсь с искренним благожеланием.

71. О сборах в пользу различных обществ и учреждений

Ваше Высокопреподобие пречестнейшая о Господе матушка игумения Людмила!

Письмо Ваше от 23 марта получил и благодарю Вас за поздравление меня, грешнаго, с праздниками Благовещения Пресвятой Девы и Входа Господня в Иерусалим, также с великою Страстною седмицею и, наконец, с великим праздником светлаго Христова Воскресения и за благожелания Ваши.

Получил также от Вас переводом по почте двенадцать рублей, которые и распределены по Вашему назначению. Всеблагий Господь да воздаст Вам за усердие Ваше Своею великою милостию по расположению сердца Вашего.

Пишете, что не отсылаете сполна сборов, например, в пользу Российскаго общества Краснаго Креста и проч., имея в виду многия другия требования епархии, на которыя сборов нет. – По крайней мере, прикажите собирать с оговоркой, например, в пользу Российскаго общества Краснаго Креста и на другия епархиальныя потребности. Тогда и можете отделять с спокойною совестию.

Учительница Евдокия утверждена. – Слава Богу!

Испрашивая на Вас и на келейных Ваших: мм. Пафнутию, Илариону, Зосиму, Онисифору и Марию, и на м. Вячеславу с учительницей Евдокией, и на всю обител вашу мир и Божие благословение, остаюсь с искренним благожеланием.

72. Господь временными скорбями хочет избавить от вечных ужаснейших мучений

Ваше Высокопреподобие пречестнейшая о Господе матушка игумения Людмила!

Скорбное Ваше писание от 21 мая получил и очень сочувствую Вашей общемонастырской скорби. Но что делать? Есть народная пословица: „С горя не убиться, хлеба не лишиться". Хоть и пришлось Вам потерпеть ущерб по обители, опять при помощи Божией начинайте строиться в надежде на милость Божию, веруя словам уважаемаго пастыря Христова стада о. Иоанна Кронштадтскаго, что, Бог даст, построитесь еще лучше, чем прежде было. Господь да благословит и да поможет Вам трудиться.

Вы думаете, что за грехи Господь наказал Вас. – Может быть, и так, а может быть, к испытанию Вашей веры, а скорее всего по той и другой причине. Впрочем, как бы то ни было, Ваше дело – в постигшем Вас временном наказании усматривать должно благость Божию к Вам и любовь. Ибо Господь Премилосердый временными скорбями хочет избавить Вас от вечных ужаснейших мучений, о которых и подумать страшно. А потому взывайте ко Господу с праведным Иовом: Буди имя Господне благословенно отныне и до века!

Здоровье мое поправляется.

Испрашивая на Вас, и на всех сестер обители вашей, и на дела и труды ваши мир и Божие благословение, остаюсь с искренним благожеланием.

73. При приеме лекарств следует смотреть и на свою совесть

Ваше Высокопреподобие пречестнейшая о Господе матушка игумения Людмила!

Письмо Ваше от 4 июня получил. Передал от Вас м. Анне Смирновской поклон и уведомление о получении на ея имя от сестры 50-ти рублей.

Спрашиваете меня, грешнаго, употреблять ли гематоген в лечение. – Да ведь это лекарство. В лекарствах чего-чего доктора не дают? Впрочем, каждый должен смотреть на свою совесть. Если кто может со спокойной совестию принимать это лекарство, тот пусть принимает с самоукорением и с покаянием.

Читайте также:  Черный кал от черного печенья

В трудах по постройкам да поможет Вам Господь.

Здоровье мое, по милости Божией, довольно поправилось, так что я уже выхожу в храм Божий, впрочем, только к литургиям.

Испрашивая на Вас и на всю обитель вашу мир и Божие благословение, остаюсь с искренним благожеланием.

74. Как поступать при рвоте после Св. Причастия

Ваше Высокопреподобие пречестнейшая о Господе матушка игумения Людмила!

Письмо Ваше от 30 июля получил. Но простите, что, занявшись другими делами, забыл о нем.

Писали Вы, что больной монахине Исидоре предстоит операция. – Ну что ж? Бог да благословит и да поможет совершить операцию благополучно.

Еще писали Вы, что 6 августа кушали Вы сливы. И мы также поступали по-вашему. Что делать? Будем больше укорять себя пред Господом. Теперь Вы, без сомнения, давно поговели и сообщились Св. Христовых Таин. Поздравляю и милости Божией желаю.

Еще писали Вы, что недавно похоронили Вы юную монахиню Алексию, у которой в день кончины вышла изо рта обильная мокрота, между тем как она в тот же день утром сообщилась Св. Христовых Таин. Подобным образом в день ея пострижения в 6 часов вечера ее причастили, а после полуночи ее стало рвать. – В том и другом случае времени от Причащения прошло много, и тут укорнаго ничего нет. А впрочем, нелишне было бы сорванное отнести в проточную воду или там к стороне, где не было бы нечистоты.

Получил аз грешный и первыя два Ваши письма. Но простите, что по немощи и недосугу не отвечал на оныя. Слава Богу, что постройки у Вас на хуторе воздвигаются. О доме же не очень кручиньтесь. Милостив Господь! Поможет. Расплатитесь.

Испрашивая на Вас и на всю обитель вашу мир и Божие благословение, остаюсь с искренним благожеланием.

75. Лучше не общаться с тем, к кому возникло сильное увлечение

Ваше Высокопреподобие пречестнейшая о Господе матушка игумения Людмила!

Письмо Ваше от 4 сентября получил. Слава Богу, что ваши дачныя дела устраиваются. Благодарите Господа за сию великую Его к Вам милость. А должно быть, о. Иоанн Кронштадтский правду сказал Вам: „Лучше выстроите, Матушка".

Слава Богу, что м. Исидора благополучно вынесла операцию. Следовало бы ей теперь поберегаться, доколе совсем не оправится.

Написали Вы, что увлекаетесь одним человеком. Позаботьтесь, Матушка, прекратить всякое с ним сношение. Лучше жить в несогласии и раздоре с таким человеком. Это полезнее будет для души Вашей. Сего не отрицает и св. Иоанн Лествичник. А народная пословица говорит, что от искры пожар бывает.

Испрашивая на Вас и на всю обитель вашу мир и Божие благословение, остаюсь с искренним благожеланием.

76. О необходимости строгаго соблюдения поста. Послушницам не следует сближаться с молодыми людьми

Ваше Высокопреподобие пречестнейшая о Господе матушка игумения Людмила!

Письма Ваши от 1 и 13 ноября получил. Св. икону, если Владыка ваш благословил Вам поставить в вокзале, то я ничего против этого не могу сказать . Только нужно тогда посылать туда благонадежных старушек. И как на это дело, так и на подобныя дела предварительно должно испрашивать благословения у Преосвященнаго, и тогда уже приниматься за самое дело.

Во втором письме описали Вы случай, бывший с Вами в Петербурге: одну половину скоромнаго пирожка в среду скушали Вы по забвению, а другую половину скушали, уже опомнившись. Первый грех извинителен, а другой не извинителен. Это похоже на то, как если бы кто по забвению бежал к пропасти, но среди дороги опомнился бы и все-таки продолжал бы бежать, презирая угрожающую ему опасность. У нас в обители был такой случай. Один брат в постный день нашел у себя в кармане крошку сдобнаго пирога величиною с кедровый орех и подумал: что за важность, если я съем эту крошку, и сел. Но совесть тотчас же стала обличать его за сознательный грех. Обяснил он об этом Старцу Иеромонаху Амвросию, и Старец за эту крошку определил ему эпитимию – положить 12 поклонов. А Ваш пирожок – не крошка, и потому эпитимия должна бы быть Вам определена побольше немножко. Когда будете исповедоваться, скажите духовнику и этот грех и попросите его наложить на Вас хоть какую-нибудь эпитимию для успокоения совести. Прочие грехи, не исключая нарушения поста в понедельник среди людей, не соблюдающих в понедельник поста, тоже сказывайте на исповеди духовнику, хотя без эпитимии.

Послушница познакомилась с молодым человеком. – Напрасно знакомилась. Молодой человек хочет застрелиться, если она не выйдет за него замуж. Это показывает, что он человек неблагоразумный. А потому за такого выходить замуж не одобряется. Если послушница эта искренно желает спасения души своей, то всячески должна беречь себя и отнюдь не заводить никаких знакомств с молодыми людьми, в особенности с мужчинами, и не переписываться, даже избегать встреч с ними и прекратить близкия отношения.

Испрашивая на Вас и на всю обитель вашу мир и Божие благословение, остаюсь с искренним благожеланием.

P.S. Говорите, что из псковских монастырей в одном только вашем соблюдают пост в понедельники. – Ну, что ж? И должно соблюдать тот устав, где какой введен.

77. Если духовник отпустил грех, то и Бог отпустил

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Ваше Высокопреподобие всечестнейшая о Господе матушка игумения Людмила!

Письмо Ваше получил. За поздравление Ваше с наступающим праздником Рождества Христова благодарность приношу и также Вас поздравляю с сим праздником, молитвенно желая Вам от Господа спасения души, крепости, сил душевных и телесных и умножения лет.

Относительно пирожка пора уж и позабыть. Если разрешил духовник, то и Бог разрешил. И эпитимия тут не требуется.

Что на дело об иконе смотрите сквозь пальцы, это словно и лучше.

Наталия если просила прощения, то и пусть остается. Может быть, и загладит свою вину. А Вы маленькое попечение об ней приложите и приимете мзду от Господа.

Просьбы Ваши исполнены. Батюшка о. Амвросий да благословит усердие Ваше, и своими святыми молитвами да укрепит Вас и поможет в многотрудном подвиге Вашем.

Испрашивая на Вас мир и Божие благословение, остаюсь с искренним благожеланием.

78. Поздравление с праздником Рождества Христова

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Ваше Высокопреподобие всечестнейшая матушка игумения Людмила!

Милости Божией и душевнаго спасения вам желаю.

Письмо Ваше получил и за поздравления с праздником Рождества Христова и Новым годом и за Ваши молитвы благодарность приношу. Да вознаградит Господь усердие Ваше.

Келейным Вашим: мм. Пафнутии, Иларионе, Онисифоре, Зосиме и Марии посылаю благословение, благодарю их за поздравление и желаю им помощи Божией в трудах и спасения души.

Обитель всю да хранит в мире Господь.

Вячеславе да поможет Господь во внешних трудах и благоустроит ея и внутреннее делание. Но писать – не пишет.

Испрашивая на Вас мир и Божие благословение, остаюсь с искренним благожеланием.

79. Скорби и утешения необходимы в духовной жизни для обучения

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Ваше Высокопреподобие всечестнейшая матушка игумения Людмила!

Милости Божией и душевнаго спасения вам желаю.

Получил Ваши два письма от 11 января и 19 февраля. Простите, что по немощи телесной на первое не ответил. За поздравление с новолетием, а также и с приближающейся св. Четыредесятницей и за Ваши благожелания усердно благодарю и молю Господа об укреплении сил Ваших душевных и телесных и о помощи свыше в многотрудном и многополезном служении Вашем.

В первом письме описываете Ваши скорби и утешения. И то, и другое необходимо в духовной жизни для обучения. Первыми наказует Господь, дабы вразумлялись и исправлялись, а вторыми – утешает и ободряет, дабы не унывали. За все слава Богу! Радуюсь, что помог Вам Господь спасти Наталию. А за скорби – награда у Господа.

За сообщение об м. Анне благодарю, надо будет к сведению принять. К смирению надо приклонять ее больше.

Утешительно читать было и о том, что ко внутренним крестам Вашим прибавляется и внешний! Отказываться теперь никто не отказывается, очень хорошо то, что без ведома Вашего. А что нашлись средства неожиданно, то знак есть Божия к сему благоволения.

С наступающей св. Четыредесятницей поздравляю. Да поможет Вам Господь благоугодно совершить оную и в радости духовной достигнуть и поклониться Его тридневному Воскресению. Если здоровье слабо и силы не выносят долгаго поста, то можно и подкрепиться пред Часами, укоряя себя и принося в сем покаяние.

Господь да простит Вас во всем. Смиренно и я испрашиваю у Вас прощения себе.

Призывая на Вас и на всю обитель мир и благословение Божие, остаюсь с искренним благожеланием.

Вячеславу да помилует Господь за молитвы Ваши.

Комментировать
154 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Проблемы пищеварения
0 комментариев
No Image Проблемы пищеварения
0 комментариев
No Image Проблемы пищеварения
0 комментариев
No Image Проблемы пищеварения
0 комментариев
Adblock detector